Реклама на сайте:

Какие произведения читать вместе с дошкольником?

Содержание

  • Начинаем знакомить с загадками
  • Читаем русские народные сказки
  • Читаем авторские произведения

В 3-5 лет у ребенка усиливается интерес к книгам . Дети способны эмоционально откликаться на прочитанное, выделять тех или иных героев, отдельные эпизоды, выражать свое отношение, понимать некоторые причинно-следственные связи. Однако они еще не способны разделять вымысел от реальности, потому и пребывают в сказках и фантазиях. Чтение изо дня в день подробно рассматривается в методическом пособии “Истоки знаний. Художественная литература для детей 3-5 лет”.

Что читать? Расширяем репертуар произведений устного народного творчества: песенки, потешки, колыбельные, прибаутки. Они могут быть посложнее, с определенным сюжетом: “Ранним-рано поутру пастушок: “Ту-ру-ру-ру…”, “Ходит конь по бережку…”, “Сидит белка на тележке…”, “Зайчишка-трусишка по полю бежал…” и др.

Летом, проводя много времени на природе, на даче, можно познакомить детей с таким жанром народного творчества как заклички: пошел дождь, а мы говорим: “Дождик-дождик, пуще, будет травка гуще…”, наблюдаем явления природы и приговариваем: “Радуга-дуга, не давай дождя….”, “Божья коровка, улети на небо…”.

Собираем ягодки в корзинку и нашептываем: “Зеленейся, зеленейся, мой зеленый сад, Расцветайте, расцветайте, мои алые цветочки, Поспевайте, поспевайте, вкусны ягодки скорей!” Такие приговоры формируют у ребенка эмоциональное отношение к природе, расширяют кругозор, погружают его в русскую народную культуру.

К 4-м годам можно добавить и зарубежный фольклор, например, шведскую народную песенку “Отличные пшеничные”, английские народные песенки в переводе С. Маршака “Мэри”, “Кораблик”, “Родин-Бобин”, “Перчатки” и др.

Начинаем знакомить с загадками

Малышам доступны загадки с яркими характерными признаками, например такие: “Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку”, “Дом сторожу, громко лаю, никого не пускаю”, со звукоподражаниями: “На заборе сидит, Ку-ка-ре-ку!- кричит”, “В перевалочку хожу, кря-кря-кря говорю”. Главное – не сразу радоваться и хвалить ребенка за верный ответ, а сначала посомневаться – верно ли он отгадал, возможно, отгадкой будет другой похожий предмет? Этот прием будет стимулировать детей находить доказательства из текста загадки, а не просто “тыкать пальцем в небо” или работать памятью, запоминая верный ответ.

Читаем русские народные сказки

Младший дошкольник с особым интересом любит слушать русские народные сказки. Нельзя пройти мимо сказочной “классики”: “Козлята и волк” (в обр. А. Толстого, рисунки Е. Рачева), “Кот, петух и лиса”, “Маша и медведь” (в обр. М. Булатова), “Заюшкина избушка” (обр. О. Капицы с рисунками Е. Рачева), белорусская сказка “Пых”, украинские “Рукавичка” и “Соломенный бычок – смоляной бочок”, словацкая “У солнышка в гостях” (рисунки П. Репкина), итальянская “Ленивая Бручолина” (с рисунками М. Покровской). Последняя сказка особенно полезна будет для детей, которые не любят сами одеваться, есть, убирать игрушки за собой. А ближе к 4-м годам можно читать сказки “Лисичка со скалочкой” (рисунки Н. Орловой), “Жихарка”, “Гуси-лебеди”, венгерскую сказку “Два жадных медвежонка”, английскую – “Три поросенка”.

Задача взрослых при чтении сказок – заворожить ребенка сказочными интонациями, выразительным чтением, вызвать чувства, переживания, удовольствие от общения с книгой. Обсуждать прочитанное с малышами не получится, но спросить ребенка – понравилась ли ему сказка, за какого персонажа он больше всего переживал, кто из героев поступал плохо и пр. – все-таки нужно.

Ребенок будет привыкать делиться впечатлениями о прочитанном, замечать и оценивать поступки персонажей. Важно в момент такой небольшой беседы называть личностные качества того или иного персонажа: ленивый, трудолюбивый, хитрый, злой, обманщик, помощник и пр., расширяя тем самым понимание и словарный запас ребенка.

Читаем авторские произведения

Из авторских произведений рекомендую почитать сказки В. Сутеева “Яблоко”, “Кораблик”, “Кто сказал “мяу”?” с замечательными рисунками автора; произведения К. Чуковского “Федорино горе”, “Телефон”, “Муха-Цокотуха”, “Мойдодыр” (с рисунками В. Конашевича), “Краденое солнце” (с рисунками П. Репкина); сказки М. Пляцковского “Однажды утром” и “Ежик, которого модно погладить”, а также “Сказку о невоспитанном мышонке” С. Прокофьевой. Не проходите мимо добрых сказок С. Козлова о дружбе Ежика и Медвежонка, Г. Остера про котенка по имени “Гав”.

Выразить свое понимание текста произведения дети младшего дошкольного возраста могут не столько в речи, сколько в игровых имитационных действиях. Малыши любят показывать, как зайка прыгает, прислушивается, прячется, как ходит мишка или летает птичка и пр. Им нравятся перевоплощения с помощью некоторых элементов театральных костюмов – хвостиков, ушек, шапочек с изображением животных. В этом возрасте дети часто просят читать понравившееся произведение снова и снова. Знаете почему? Им нравится повторно переживать однажды познанные чувства радости, волнения, тревоги, торжества победы и другие. Не отказывайте ребенку в этом. Кроме повторного чтения можно смотреть и мультфильмы по прочитанным произведениям. Но именно в таком порядке: сначала читаем, потом смотрим.

Актуально для детей 3-4 лет читать произведения, в которых есть отношения детей и родителей, представлены проблемы детских отношений, например, сказки С. Прокофьевой “Великие холода”, “Самый большой друг”, “Сказка о грубом слове “уходи”, рассказ Е. Пермяка “Как Маша стала большой”, стихотворение В. Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо” и др.

Источник

Читайте так же: