жадность

У ребенка начинает появляться социальная жизнь, ему приходится знакомиться и общаться с другими детьми, но ему нужно учиться делиться игрушками и идти на компромисс. Что может ему помочь в этом нелёгком деле?

Многие дети не хотят делиться с другими. Годовалый ребенок еще пока не знает, что такое щедрость. Если он кому-то отдает свою собственность, то это не из-за сочувствия, а потому, что он получает удовольствие от самоотдачи. Это дает ему возможность подражать своей матери. На 2-м году ребенок входит в другую стадию. “Это мое!” – вы слышите по любому поводу. И он не хочет ничем делиться. Это время, когда создается личность малыша. И чувство собственности является для него важным аспектом. Это введение в развитие сознательных детских предпочтений – «Я хочу этого, а не другого», «Мне нравится это, а не то». Игрушка в руке, в некотором смысле становится частью ребенка, дает ему чувство независимости и силы. А поскольку ребенок живет настоящим моментом, слово «одолжить» означает для него «отдать навсегда». Он не понимает, что эта вещь, которая сейчас исчезнет с его глаз, когда-нибудь вернется к нему. Только когда малышу исполняется 2 с половиной года, он начинает воспринимать других детей как потенциальных компаньонов для веселья. И он медленно учится принимать их чувства во внимание.


Уроки чувствительности

Когда двухлетний ребенок не хочет делиться, говорите: «Давай, мы вместе поищем что-нибудь, с чем ты сможешь поиграть». Трехлетнему можно сказать: «Саша, смотри, Катя тоже хочет поиграть с этим экскаватором, когда закончишь, не забудь дать его ей». Таким образом, вы учите своего ребенка чувствительности к нуждам других.

Упражнения создают чемпионов

Когда вы смотрите книгу с двухлетним ребенком, переверните одну страницу вы, он другую. Сначала поцелуйте на ночь плюшевого мишку, потом ребенка. Таким образом, вы создаете ритуалы, которые нравятся ребенку, благодаря этому вы даете понять что нужно чем-то поделиться. Трехлетним детям нужно показывать, что вы можете достичь цели вместе. Вы можете поливать цветы, разбирать покупки, строить башню из кубиков. Иногда дайте ребенку что-то, чем можно поделиться с другими детьми, например, печенье. Но не давите на него, если он не хочет.

Уважайте его собственность

Если у вашего ребенка есть собственные вещи, не забудьте спросить, можно ли их одолжить. Не берите его карандаши или книги, не спрашивая. Не выкладывайте игрушки вашего ребенка на игровую площадку или во время визитов друзей. Также дайте ему возможность сказать «нет». Он имеет право не хотеть одалживать свои вещи. Убедитесь, что остальная часть семьи также уважает вещи ребенка. Малыш учится лучше всего, подражая и наблюдая за поведением взрослых. Если вы будете делиться с ним и уважать его вещи, он научится этому раньше.

На игровой площадке

Чаще ходите с ребенком на игровую площадку. Это прекрасная возможность тренировать навыки обмена вещами с другими. Чем больше времени ребенок проводит в группе сверстников, тем быстрее он почувствует радость от совместного веселья. Проще говоря, объясните малышу правила обмена игрушками в парке: «Песочница для всех детей», «Не бери игрушки у других детей, не спросив их об этом». Но не нервничайте, если ребенок не всегда им следует. Со временем все будет лучше и лучше. А пока скажите своему ребенку, как он может себя вести: «Если ты хочешь одолжить машину мальчика, спроси, можешь ли ты ее взять», «Может, девочка разрешит поиграть с лопаткой, если ты дашь ей формочку?» В два-три года уже можно предложить общую игру: «Может быть, вы будете играть вместе с самосвалом? Миша может засыпать песок внутрь, а Стас возить машинку».

Время для решения

Если ваш ребенок держит свою машину и не хочет отдавать ее другу, не оказывайте на него давления, просто уверьте его, что обмен не означает, что вы отдадите её навсегда. Дайте ребенку время принять решение. Малышу часто нужно несколько минут для этого. Предложите детям время от времени обмениваться игрушками. Для этого стоит установить таймер. В таких ситуациях также работают большие песочные часы – ребенок, который ждет, может наблюдать за песком, изучая, сколько времени осталось.

Обращайте внимание на эмоции

Когда ваш малыш позволяет своему другу взять игрушку, скажите, например: «Как хорошо, что ты дал свою машину Диме». Это учит ребенка замечать эмоции других. Без давления мы поддерживаем ребенка и даем ему чувство безопасности. Малыши делятся, когда это элемент веселья, например, они дают своим друзьям печенье. Это стоит оценить. Скажите, например: «Хорошо, что ты даешь детям печенье, теперь они тоже попробуют, какое оно вкусное». Ребенок заметит, что может порадовать других.

Внимание к словам!

Если вашему ребенку трудно делиться, не заставляйте его и не называйте его эгоистичным. Этот навык должен проистекать из желания создать хорошие отношения с другим человеком и стремления сделать его счастливым. Это не должно быть связано с принуждением.